В декабре 2020 года коллективу МАОУ «Инженерная школа» г. Перми предложили принять участие в необычном образовательном проекте по проведению опосредованной педагогической практики студентов города Стерлитамака республики Башкортостан. Практика должна была быть дистанционной, обязательным требованием к учителям была активная и системная работа на платформе Мобильного электронного образования (МЭО).
Наталья Александровна Антипова педагог активно внедряющий инновационные технологии в работе учителя начальных классов, человек с большим педагогическим стажем, после недолгих сомнений и раздумий согласилась впервые в жизни стать наставником группы студентов на расстоянии.
Предстояло решить немало важных задач. А начать решили с общей встречи в форме видеоконференции в ZOOMе. После предварительного ознакомления будущих педагогов с платформой МЭО, её возможностями, со структурой урока и насыщенностью материала, распределили между студентами уроки по утверждённому расписанию. Каждый день выходило по несколько уроков с использованием платформы МЭО. Практиканты с большим энтузиазмом и всей ответственностью подошли к составлению конспектов запланированных учебных занятий.
Почти сразу возник вопрос соблюдения правил СанПиНа, поскольку младшему школьнику разрешается работать на компьютере не более 20 минут. В созданной группе в социальной сети ВКонтакте этот вопрос был поставлен на общее обсуждение. Решили, что начало и конец урока будет организовывать учитель-наставник, а основные этапы – студенты, с использованием возможностей образовательной платформы. Апробировав этот вариант, все участники проекта поняли, что это не лучшая идея - теряется логика урока.
Первый день практики уже выявил немало проблемных моментов: невозможность голосового ответа учениками, уроки получились скомканными и непонятными, не было чёткого распределения, кто из учеников работает в МЭО, а кто в тетради, неготовность учеников работать с чатом видеоконференции, отсутствие необходимого технического оснащения (для дистанционного обучения нужны были наушники с микрофоном). После детального анализа было принято альтернативное решение: первые этапы урока – организационный момент, актуализацию знаний, выявление нового знания, первичное закрепление - необходимо проводить всё-таки студентам, они же задают домашнее задание или назначают его в матрице назначений, учитель же подводит итоги и организует этап рефлексии.
Студенты смогли поработать с электронным журналом ЭПОС, проверяя работы учеников. Молодые педагоги заранее готовили вопросы к своим урокам, подразумевающие быстрые ответы учеников в чате видеоконференции. Заранее продумывали и ответы учеников, у всех компьютеров организатором отключались микрофоны, студенты выбирали ученика по экрану, тот отвечал, включая микрофон, остальные же отвечали в чате платформы.
После первых опытов такого общения ребята полным составом уже довольно-таки быстро и легко вносили свои ответы в чат. Детей распределили так, чтобы они работали на компьютере в паре, меняясь ролями. Одна группа работает на компьютере, другая - в тетрадях, на следующем уроке группы меняются. Так появилась возможность общего охвата. Ребятам очень понравился такой вид работы на уроке. Для них это было не ново, поскольку они ранее уже работали дистанционно на платформе МЭО.
По настоящему педагогической находкой стало то, что учитель может сразу проверить выполнение задания учениками. Вполне можно использовать такой приём работы при проведении самостоятельной или проверочной работы.
Учебное сотрудничество учителя и студентов поистине стало плодотворным. Кроме нового вида работы с обучающимися, деления детей на группы с последующей сменой учебной роли, Н.А. Антипова впервые выступила в роли тьютора будущих коллег. Студентам была оказана методическая и информационная помощь в построении урока за счёт ресурсов образовательной платформы МЭО, с учётом особенностей восприятия и переработки информации для учеников-визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Антипова Н.А., учитель начальных классов
Беляева Н.В., учитель русского языка и литературы